100 Заговоров и приворотов. Сглаз и порча.

Поиск по сайту
 
Найди свой заговор

 

Ваши комментарии

Приметы месяца март

ghdМарт (сухый, березозоя) По астрономическому календарю весна начинается 22 марта, в день весеннего равноденствия, а заканчивается 22 июня, в день летнего солнцестояния. У древних славян с этого момента начинался календарный год и его первый месяц.

Название «март» пришло из Византии и было дано римлянами в честь бога войны Марса. Славя-но-русское название «сухый» или «сухий» происходили от весеннего тепла, осушающего всякую влагу. Существовала даже поговорка: «Февраль воду подпущает, а март подбирает». О происхождении названия «березозол» существуют две версии. Первая связана с действием весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Вторая версия связана с предположением, что в это время жгли березу на золу. Нередко этот месяц носил название «пролет-ний», так как им начинается весна — предвестница лета. Словаки это месяц называли «бржезень», поляки — «марзец». Чехи до сих пор называют первый день марта «летницы», а в русском простом народе он известен как новичок.

По сказанию Библии Бог сказал Моисею о том, что март месяц необходимо сделать первым месяцем года, в котором израильтяне празднуют Пасху в память освобождения от египетского рабства. А в житии св. Стефана Пермского можно прочесть о том, что именно в марте Богом была сотворена вся тварь, а в 21-й день — первозданный человек Адам. Не случайно, возможно, этот день — не только день весеннего равноденствия, но и первый день нового календарного года у многих народов, в том числе и у древних славян. Длительное время в христианской церкви церковный год начинался с марта, это продолжалось приблизительно до XV века (о точной дате нет единого мнения).

 

1-й день (14 марта) — день преп. мученицы Евдокии. Наступление весны праздновалось очень весело и торжественно, поэтому этот день получил и другое название — Весновка. По приметам, в это время начинают дуть сильные ветра, поэтому св. Евдокию еще называют Свистуньей. Историки предполагают, что этим именем угодница заменила собой древнего языческого бога Позвизда, являвшегося распорядителем ветров. По этому поводу говорили: «Откуда на Евдокей повеет ветер, оттуда он подует весной и летом», «Теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное лето». Этот день в народе еще называли Плюшниха (Плющиха) или Плюшки, потому что в это время снег плющит, то есть он начинает оседать и таять, образуя ручьи, которые в мартовские утренники, замерзая, оставляют на снегу и льду особенные следу — «плюшки». Тогда говорят: «Плюшниха провела плюшки».По состоянию погоды в этот день гадали о том, каков будет целый год: «Коли на Евдокей новичок с дождем, то быть лету мокрому», «На Евдокей погожо, все лето пригожо», «И март на нос садится, коли на Евдокей мороз прилучится», «На Евдокею снег — к урожаю», «Коли курочка в Евдокей напьется, то и овечка на Его-рья (23 апреля) наестся». А о будущем урожае примечали: «День Евдокии красный (ясный) — на огурцы и грузди урожай», «С Евдокии Плющихи первые оттепели — сеют капусту», «Пришли Евдокей — мужику затеи: соху точить, борону чинить». У простого народа существовало поверье о том, что с 1 марта снег получает особую целительную силу, поэтому для больных собирали снег с пригорков и поили их талой снеговой водой от разных недугов. А русские гусятники в этот день в старину совещались о том, в какой день начинать гусиные бои.

2-й день (15 марта) — день св. мученика Феодота, которого в народе называли просто Федот. Приметы говорили: «Коли на Федота занос, все сено снесешь». Это означало, что если в этот день снежные заносы и бушует метель, то зеленая травка не скоро покажется, то есть весна будет долгой.

4-й день (17 марта) — день преп. Герасима. Этого угодника простой народ называет Грачевником, потому что считается, что в день его памяти прилетают из теплых стран грачи — первые весенние птицы, в этот день было принято печь из теста грачей. Замечали, что если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная.

У простого народа бытует суеверие, что это единственный день в году, когда кикиморы делаются смирными и ручными, поэтому их можно уничтожить. Верование в кикимор началось в незапамятные времена, по понятиям народа они представляют собой особый род злобных духов, населяющих воздух, невидимых и мстительных, портящих семейную жизнь. Для того чтобы изгнать их, на день Герасима-Грачевника призывали знахарей и давали им за труды большое вознаграждение.

5-й день (18 марта) — день св. мученика Конона Иса-врийского (Конона Градаря) По народному верованию, он считается хранителем детей от оспы, так как по церковным законам именно этому святому было принято молиться от этой болезни. Простой народ называл его Ко-нон-Огородник (Оградник), так как в этот день принято было замачивать семена капусты и помидоров для высева, копать огород и готовить парники.

7-й день (20 марта) — день св. мученика Василия, епископа Херсонского. Простой народ называл его просто Капитель или Капельник, так как было замечено, что в этот день начинало капать с крыш.

9-й день (22 марта) — день святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Народ называл этот день просто Сороки на основании числительного и привязывал к этому дню много разнообразных обычаев и поверий. Считают, например, что на сорок мучеников прилетают из-за моря 40 птиц: «На сорок мучеников сорок птиц прилетают». Не случайно говорят: «Одна ласточка весны не делает», «сорок пичуг на Русь пробираются».

На западе Руси было среди учеников принято приносить своему учителю 40 бубликов, а в семьях варить галушки и каждому члену семьи съедать их по 40 штук. У девиц в этот день существовал обычай переламывать 40 досок, приплясывая, а у ребятишек — перебрасывать через кровлю дома 40 щепок. Болгары в честь 40 мучеников пьют 40 чаш вина и делают особую выпечку. Во многих местах на Руси в этот день было принято делать из хлебного теста печенье в виде жаворонков, украшая его порой даже сусальным золотом, а голову обмазывая медом: «Сороки святые — колобаны (булочки) золотые». Такие гостинцы посылали родным, ими торговали в этот день около церквей и на рынках.

Этот обычай уходит своими корнями в народное убеждение, что именно в этот день прилетают предвестники весны — жаворонки, и устраивают празднование второй встречи весны, как делают это 1 марта. Говорили: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите», «Сколько проталинок, столько жаворонков». Считается, что обычай встречать весну с началом прилета птиц пришел к славянам от греков, с той только разницей, что они встречали прилет соловьев.

Народные приметы говорили о том, что после этого дня будет еще 40 утренников (заморозков): «Гречу сеять спустя сорок морозов после сорок мучеников».

12-й день (25 марта) — день преп. Феофана. В этот день примечали: «На Феофана туман — урожай на лен и коноплю». А чтобы сбывалась примета об урожае, разбрасывали по двору немного конопляных и льняных семян для угощения птиц. Рачительные хозяева особенно заботились о лошадях, готовя их к посевной, и верили, что если в этот день лошадь заболеет, то она не годится для летней работы.

17-й день (30 марта) — день преп. Алексия, человека Божия. Угодник этот слывет в народе под именем Теплого, так как к этому времени весеннее тепло усиливается, тает снег на горах и пригорках, стекая в виде ручейков, а иногда и потоков в низину. Поэтому и замечают: «Алексей — с гор вода. Алексей — пролей кувшин», «С гор вода, а рыба со стану (с зимовья)», «Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив)».

В этот день было принято готовить к лету ульи, убирать сани и готовить телегу. «Сани покинь, а телегу подвинь». В некоторых регионах это день начала гусиных боев.

19-й день (1 апреля) — день св. мученицы Дарии. В речных прорубях к этому времени, от действия оттепелей заводились грязь и нечистоты, а это было место, где в старину поили скот и стирали белье. Поэтому св. мученице Дарии, которую в народе называли Дарьей, не очень повезло в эпитетах: ее называли Грязною Пролубницею (Прорубницею): «Дарья — оклади пролубы», «Дарья — засори пролубы (проруби)», «Вот пришли и Дарьи грязные пролубницы».

20-й день (2 апреля) — день св. мученицы Фотинии (Светланы) Самарянки. У простого народа считалось, что она избавляет от лихорадки (трясавичной болезни), которую еще называли «весницею». Весна — самое благоприятное время для развития этой болезни, а в сказаниях о том, каким святым от какой болезни молиться, св. мученице Фотинии полагается особая молитва от лихорадки. Существовал даже обычай, по которому эту молитву записывали на бумаге, заворачивали в ткань и давали носить больному до момента облегчения, после этого его заставляли проглотить записку или сжечь ее на церковной свече и съесть пепел.

22-й день (4апреля) — день св. мученика Василия, пресвитера Анкирского. Народ называет его Солнечником, Теплым, так как весеннее тепло становится все более ощутимым. В этот день существовал обычай выходить утром смотреть на восход солнца и но кругам вокруг него гадать о предстоящем урожае: «На Василия Теплого солнце в кругах — к урожаю».

24-й день (6 апреля) — день св. Кирилла. Этот день в народе называли «дери полоз», потому что к этому времени дороги портились и на санях проехать уже становилось невозможным.

25-й день (7 апреля) — праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник знаменует собой очень значительное евангельское событие и почитался нашими предками, которые старались связать его с народными обычаями этого дня весны. Евангельское событие повествует о послании Богом архангела Гавриила в дом праведного Иосифа с сообщением Марии о рождении ею Сына Божия. Благовещение означает добрую, радостную весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

В этот день считали тяжким грехом браться за какое-либо дело: «На Благовещенье на суровую пряжу не глядят», «Девка косы не заплетает». Верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, а завьет — станет на все лето пешею, как кукушка (что на Благовещенье гнездо свила)». Считалось, что если птица проспит благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимутся крылья и она не сможет летать, а будет ходить по земле. На Руси верили, что в день Благовещенья сам Бог благословляет землю на засевание ее зерном будущего урожая. Поэтому существовал обычай освящать в церкви освящать просфоры и семена, которые хранили до весенних посевов. Считалось, что такие семена делают почву плодородной, очень хорошо и быстро растут.

В этот день было заведено отпускать птиц на волю. Происходило это из-за веры в то, что они будут перед Творцом ходатайствовать за тех, кто отпустил их. В Малороссии именно в этот день вывозили на улицу больных, престарелых и бедных стариков и просили для них милостыню.

На Благовещенье гадали о будущем урожае и погоде: «На Благовещенье дождь — родится рожь», «Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный». Существовал обычай скрытно от всех положить с утра в подвал первый кочан капусты прошлого урожая в этот день, а вечером после церковного богослужения внимательно его осмотреть.

Считается, что у тех счастливцев, кто найдет в кочане семена, капуста никогда не вымерзнет при хранении. Кроме того, говорили: «Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный», «На Благовещенье весна зиму поборола».

Со времен дохристианской Руси сохранился обычай сжигать в этот день соломенные постели и старую обувь, окуривать одежду и прыгать через костры с целью предохранения от различных болезней. Обычай основывался на языческой вере в очистительную и целебную силу огня. А пожилые женщины пережигали в печи соль, пекли с ней небольшие бяшки — булки для излечения скота.

К таким же остаткам языческих верований можно отнести бытовавшее стремление воров обязательно что-нибудь украсть в этот день. Воры считали, что в таком случае их незаконный промысел будет успешным весь год. «На Благовещенье воры завоворовывают для счастья на весь год».

26-й день (8 апреля) — день преп. Василия Нового, Собор Архангела Гавриила. Василий Новый считается целителем от весенней лихорадки, ему молятся особой молитвой именно в этот день.

Кроме того, церковь вспоминает архангела Гавриила, которого называют «благовестник», так как он объявил Деве о зачатии Спасителя. Простой народ в Малороссии говорит так: «Як бы не було благовещеннына, не було бы и воскресенщина».

Сельские жители, заметив в этот день светлый восход солнца, убирают всю санную сбрую до следующей зимы и говорят: «Василий — выверни оглобли». Женщины на селе заканчивают прясть пряжу: «Пряжа после Васильева дня не идет в прок».

27-й день (9апреля) — день св. мученицы Матроны Солунской. У простого народа эта святая угодница называлась Настовицею (Настовницею) или Полурепницей. Первые два названия имеют следующие истоки: настом называется поверхность снега, замерзшая утренниками после больших оттепелей, а птицы, прилетающие к этому дню, называются наставницами. Прилетает овсянка и поет: «Покинь сани, возьми воз». В селах говорили: «Пойдем по настам — иди по наставице». В средней части России это время начала ледохода. Вероятно, отсюда и поговорка пошла: «Под порогом брод, на улице переправа», «Щука хвостом лед разбивает (во время ледохода щука идет на нерест)». В этот день в некоторых селениях отбирали репы, годные на семена, отсюда и Полурепница.

28-й день (10 апреля) — день преп. Илариона Нового. В народе его зовут «Выверни оглобли», потому что тогда наступает конец санному пути на всех сельских дорогах.

30-й день (12 апреля) — день преп. Иоанна Лествич-ника. Такое имя получено этим подвижником за написанное им известное сочинение о восхождении к духовному совершенству по названием «Лествица». День его памяти породил в народе обычай печь хлебные печенья с ле-сенками-перекладинками из теста, называемыми просто лесенками. Их освящали в церкви, часть отдавали нищим. Они символизировали ступени духовного совершенствования на пути к Богу. В некоторых греческих и славянских рукописях книги Иоанна Лествичника изображалась лестница с 30 ступенями со стоящим на вершине Христом, отбирающим души, идущие к нему по лестнице, в рай, а неугодных сбрасывающим в пасть дракона.

В селах верили, что это день (с ранней утренней зари до полуночи, как запоют петухи), когда проявляет свою активность домовой. Говорили, что в этот день домовому приходит смертная охота жениться на ведьме, вот он и бесится: то лошадей загонит под ясли, то перекусает всех дворовых собак, а то раскидает по всему двору сани и телеги.

31-й день (13 апреля) — день св. мученика Ипатия, епископа Гангрского. Он почитается в народе как избавитель семей от бесплодия, существует особая молитва этому святому.

Нашёл интересное - поделись с друзьями! 

100 Заговоров рекомендуют

 

Вступай в нашу группу !

 

Заговоры

Сглаз и порча

Приметы

Гадания

Магия

X

 

Разработано совместно с Ext-Joom.com

Рейтинг@Mail.ru