100 Заговоров и приворотов. Сглаз и порча.

Поиск по сайту
 
Найди свой заговор

 

Ваши комментарии

Приметы месяца апрель

ghd

Апрель (априлий, березозол, цветень) Имя свое месяц получил от латинского глагола aperire, что значит «открывать» и говорит о том, что это месяц, когда земля открывается, чтобы могли появиться ростки

, открыться почки деревьев, давая жизнь листьям и цветам. Название «березозол» приписывается апрелю по древним месяцесловам такое же, как и марту. Но в основном оно связано в русских говорах с цветением природы — цветень, у поляков и малороссов — кветень, а у чехов и словаков — дубень. Существуют и другие сами за себя говорящие названия — сеногон, березень.

В апреле у земледельца много забот: нужно боронить землю, сеять ячмень, свеклу, капусту, прививать деревья. Говорили: «Февраль богат снегом, апрель — водой», «В апреле земля преет», «Мокрый апрель — хорошая пашня», «Где в апреле вода, там в июле лужица», «Не ломай печи, еще апрель на дворе».

1-й день (14 апреля) — день преп. Марии Египетской. В старину говорили: «Марья половодье начинает», поэтому примечали, что если на этот день разольется полая вода, то будет большая трава и ранний покос. А о всеоживляющем действии весеннего тепла говорили: «Марья Египетская — зажги снега, заиграй овражки». «Марья — пустые щи», — о времени, когда истощался запас капусты.

В некоторых регионах считалось, что в это время просыпается домовой, поэтому надо обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку.

3-й день (16 апреля) — день преп. Никиты-исповедника. Этот день простой народ издавна связывал с рыбной ловлей. Примечали: если лед не пройдет в этот день, то будет самый худший рыбный лов. Широко бытовала вера в водяного, который якобы просыпается 1 апреля голодным и злым, ломает лед, замучивает мелкую рыбу до смерти. Считалось, что он три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с подношением, то, истребив всю рыбу, он удалится в другую реку или водоем.

С этой целью рыбаки, стараясь обуздать его злобный нрав, приносили гостинцы на реку. Существовал целый обряд подношения водяному, который выполняли именно в этот день. Для этого за три дня до назначенного времени покупали у цыган самую негодную лошадь и откармливали ее хлебом и конопляными жмыхами. В день обряда вымазывали голову лошади солью с медом, украшали гриву лентами, спутывали ноги веревками и привязывали на in сю 2 старых ненужных жернова. В полночь отправлялись к реке и приносили лошадь в жертву водяному, утопив ее. После этого старший рыболов выливал в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Возвращаясь домой после этого обряда жертвоприношения водяному, рыбаки на радостях пили до самого утра.

5-й день (18 апреля) — день св. мученика Феодула. Он известен под именем Теплого и Ветреника, потому что, по наблюдениям простого народа, с этого дня начинают дуть теплые весенние ветры: «Пришел Федул, теплый ветер подул», «На Федула растворяй оконницу». Если этот день был ненастным, то говорили: «Федул губы надул». В селах верили, что именно в этот день ветер приносит на огороды сверчков.

8-й день (21 апреля) — день свв. апостолов Иродио-на и Руфа.

Св. апостола Иродиона в народе окрестили Родионом и называли еще Ледоламом, приметив, что в этот день интенсивно ломается и тает лед на реках. Существовало поверье, что в этот день солнце встречается с месяцем. По этой встрече гадали о погоде на все лето: «Добрая встреча — это ясный день и хорошее лето, худая встреча — туманный, пасмурный день и плохое ненастное и мокрое лето».

О св. апостоле Руфе в селах говорили: «Со дня Ру-фы земля рушится». Это означало, что пришло время, когда земля отходит от мороза и дает возможность траве, деревьям и всем растениям идти в рост.

11-й день (24 апреля) — день св. мученика Антипы. Он прославился тем, что чудесным образом мог излечивать различные недуги. В сказаниях о нем говорится, что когда его за верность вере Христовой бросили к разъяренному волу, то он молился Богу о всех, кто будет поминать его во всех болезнях. Его почитают целителем от разных болезней, а особенно от зубной боли, поэтому этому святому определены специальные молитвы. Св. Ан-типа называют еще в народе Водополом, так как именно к этому дню происходит разлив весенних вод и начинается половодье. «Антип воду распустил». Считали, что если к этому времени воды не вскроются, то лето будет плохим.

12-й день (25 апреля) —- день преп. Василия, епископа Парийского (в Мизии). Простолюдины говорили: «Василий Парийский землю парит», «Весна землю парит», «На день св. Василия выверни оглобли, закинь сани на поветь».

Охотники утверждали, что медведь в этот день выходит из берлоги и прячется в кустах. А о зайцах говорили: «Заяц, заяц, выскочи из куста!», — так как считали, что зайцы в это время бегают днем.

13-й день (26 апреля) — день св. мученицы Фомаи-ды Египетской. Этой святой положено молиться от блудной страсти. В основе лежит повествование о ней и о чудесах, происходящих у мощей ее гроба. В замужестве се стал домогаться свекор и тогда Фомиада решила умереть, чтобы не нарушить обязанности супружеской жизни. После своей смерти Фомиада была канонизирована, и от ее мощей, погребенных в монастыре, стали происходить чудесные избавления тех, кто был обуреваем плотской страстью.

14-й день (27 апреля) — день св. Мартина-исповедника, папы Римского. Простой народ называл этого святого Лисогоном. По приметам охотников в эти дни лисицы переселяются из старых нор в новые, становясь глухими и слепыми, а потому бывают хорошей добычей. Приметили также, что в этот день ворон купает своих детей и отпускает их на самостоятельное семейное житье. Существовала примета, что если на Мартынов день гусь выйдет на лед, то еще долго будет плавать на воде. Объясняется это тем, что гуси прилетают немного раньше и в ожидании тепла кормятся на воде. И если выходят на лед, то это верный признак, что еще рано садиться на гнезда, так как впереди предстоят холода.

15-й день (28 апреля) — день св. апостола Пуда. В этот день обычно пчельники осматривали свои пасеки и говорили: «На день св. Пуда вынимай пчел из-под спуда».

16-й день (29 апреля) — день св. мученицы Ирины. В сельскохозяйственном быту эта святая слывет под именем Рассадница, так как в этот день было принято сажать рассаду капусты в грунт. В этот день еще говорили: «Арина — урви берега. Арина — разрой берега», потому что половодье разрушало берега рек и оврагов.

17-й день (30 апреля) — день преп. Зосимы, игумена Соловецкого. Простой народ называет этого святого Пчельником, считая его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. На Руси у пчеловодов существовали даже рукописные молебны прпп. Зосиме и Савватию, угодникам Соловецким. Существует поверье, что они, путешествуя в далекие страны, привезли в железном набалдашнике посоха пчелиную матку, тем самым положив начало развитию пчеловодства на Руси. Существует даже легенда о том, что пчела была привезена со святой горы Афон, хотя преп. Зосима в тех краях никогда не был. Поэтому в день памяти преп. Зосимы ему в церквях служат молебны, приносят медовые соты для освящения и кормят пчел просфорами, освященными накануне Бгаговещения. Существовал обычай в самом центре пасеки ставить улей с образом преп. Зосимы.

18-й день (1 мая) — день св. Космы, которого простой народ называл Кузьмой. Крестьяне средней полосы замечали, что именно в этот день лучше всего сеять морковь и свеклу: «Сей морковь и свеклу на Кузьму».

20-й день (3 мая) — день преп. Феодора Трихины, которого называли Власяничником, так как в период своей подвижнической жизни он носил на себе только одну власяницу — аскетическую грубую одежду из волос ка-кого-либо животного. В старину верили, что в этот день покойники тоскуют о прежней своей жизни и желают повидаться с родными: «На Федора покойники тоскуют по земле». Поэтому, сочувствуя их скорби, в этот день было принято ходить на могилы и оплакивать их причитаниями, что называлось «окликать родителей». Этот обычай, по-видимому, шел из дохристианского народного верования в пробуждение и освобождение умерших от мрачных адских затворов одновременно с весенним оживлением всей природы.

23-й день (6 мая) — день св. великомученика Георгия Победоносца. Георгий, Егорий и Юрий — имена, разницы между которыми в стародавние времена славяне не видели. Он известен под многими чисто народными именами, например, Ягория, Егория Храброго, Георга, Юрья, Юрки.

По самому производству слово «Георгий» происходит от ge — «земля» и ergon — «дело», то есть это имя первоначально означает «земледелец». В старых русских азбуковниках это имя толкутся достаточно вольно, как «возделан». Но в сказаниях о его жизни нет прямых указаний на его занятие земледельческим трудом. Он родился в семье христиан и, поступив на военную службу, был любимцем императора Диоклетиана. Узнав о решении императора истребить христиан, Георгий открыто выступил в их защиту, за что был подвергнут пыткам и истязаниям. Это произошло в 303 году н. э. Голова св. Георгия доныне хранится как святыня в Риме, в церкви его имени.

В Греции издревле существовал обычай, по которому именно в этот день земледельческие семейства собирались на поля и здесь, заколов новорожденное животное, устраивали пиршества. Этот обычай соблюдался в Болгарии, Боснии, Герцоговине. В Греции, как и в Древней Руси существовал обычай в этот день выгонять скот на пастбища. Верили, что св. Георгий убережет скот от хищных зверей и болезней. По народному преданью, св. великомученик Георгий именно с этой целью выезжает в этот день на пастбища на белом коне. Рассказывается, например, о возвращении святым бедной вдове овцы, проданной пастухом с целью наживы и наказании его укушением змея, а потом чудесном исцелении в назидание.

На Руси в день выгона скота было принято печь из хлебного теста печенья, изображающие разных домашних животных или делать из глины в виде детских игрушек. Рано утром служили молебны на лугах и полях, а после благословения провожали всей деревней скотину. Было принято выгонять первый раз скот на пастбища вербою с Вербного воскресенья и окачивать пастухов холодной водой, чтобы те не теряли бдительность при уходе за животными. Простые люди приговаривали: «Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину!» Пастухов угощали сытною яичницей, одаривали холстом и деньгами. У сербов было принято на Юрьев день купаться до восхода солнца, а потом выгонять скотину вербою. Болгары в этот день закалывали ягненка без пролития крови на землю. Кровь собирали и мазали ею лоб и грудь детям, а мужчинам —■ бороды. Косточки после пиршества закапывали в землю. Жарение барашка в этот день было принято у сербов, боснийцев и герцеговинцев.

В Древней Руси видели в этом угоднике хранителя земли русской и почитали героем-полубогом. По народному представлению, именно этот святой якобы обустроил землю светлорусскую и утвердил в ней «веру крещеную». Такое особенное почитание могло произойти еще и оттого, что вплоть до XV века лик этого угодника составлял государственный герб нашего Отечества. Его изображение выбивалось на московских монетах и до сих пор украшает герб Москвы. Князья в Древней Руси, как удельные, так и великие, любили брать себе после крещения имя Георгия, признавая этого святого помощником в борьбе как с суровой северо-восточной природой, так и с врагами, нападавшими на Русь. Например, Юрий Долгорукий признавал своим помощником в борьбе с дикою природой и неверными финскими и другими племенами северной Руси св. Георгия Храброго и построил много церквей в его честь.

С именем св. Георгия связано много примет и обычаев, сопровождающих сельскохозяйственные работы: «На Егорья запахивают пашню», «На Егорья выезжает ленивая соха. Егорий ленивая сошка», «Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний». В этот день крестьяне гадают об урожае и погоде: «На Юрья снег (крупа) — урожай на гречу; на Юрья дождь — гречи нерод», «На Его-рья мороз — будет просо и овес», «Сей рассаду до Егорья, будет капусты доводе». Сам склад пословиц и поговорок обусловлен разными местными и климатическими условиями. В народных приметах Егорьев день соединяется с Ни-колиным: «Егорий с летом, а Никола с кормом», «Егорий с водой, а Никола с травой».

Около Юрьева дня обычно начинаются теплые дожди и благодетельные росы, от которых зеленеют луга, поднимаются всходы, скоту открываются богатые пастбища. Поэтому весьма естественной была вера все эти проявления благодетельных сил природы приписывать покровительству св. великомученика Георгия и совершать в его честь крестные ходы и освящение воды. Освященной водой окропляли нивы. Древнерусский народ верил, что весенняя вода, особенно в виде дождя и снега, обладает целебными свойствами, способна возрождать природу, отгонять нечистую силу и обладает целебными свойствами. Считалось, что роса в этот день полезна и чудодейственна. Не случайно, у владельцев конных заводов одним из условий хорошего содержания лошадей считался их обязательный выгон на утреннюю росу. Существует предание, по которому именно в этот день ведьмы, чтобы погубить скот, выходят в поле, расстилают по росе холст и набрасывают его на рогатый скот, после чего он делается тощим и недойным. Считалось, что спастись от этого можно, выгоняя скот на пастбища освященной вербою с Вербного воскресенья.

В некоторых регионах св. Георгию молодые девицы молились о даровании им женихов, эта вера и поныне сильна в Сибири. А сербиянки пели: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем!». В этот день в селах начинались гулянья с вечерними хороводами и песнями о сохранении стад.

25-й день (8 мая) — день апостола и евангелиста Марка. Марк был учеником апостола Петра и сопровождал его в путешествии в Рим, где и написал святое Евангелие. В Александрии апостол Марк был первым епископом, которого язычники схватили во время богослужения и заточили в темницу, в которой он скончался около 68 года н. э. На иконах апостол Марк обычно изображается со львом — символом могущества и царственного достоинства Христа.

Простой народ в этот день примечал: «На Марка небо ярко — бабам в избе жарко». В это время был массовый прилет ласточек и других мелких птиц, поэтому поселяне выходили утром в поле и смотрели: если птицы летели прямо на конопляник, чтобы устраивать гнезда, то считалось, что конопля будет хороша. Перед выходом в поле они разбрасывали по двору конопляное семя для домашних и залетных птиц. В замосковных селениях было принято в этот день ловить чижей.

26-й день (9 апреля) — день св. Стефана, епископа Великопермского; 27-й день (10 апреля) — день апостола св. мученика Симеона. Оба святых угодника известны в народе под именем Ранопашцы, так как в дни их памяти почти повсюду начинается ранняя вспашка полей.

28-й день (11 апреля) — день св. мученика Максима и апостола Иасона, которого простой народ окрестил Ясоном/ В этот день в селах больных весенними лихорадками начинали поить березовым соком, искупав предварительно в дождевой воде или протерев тело сбереженным до этого срока мартовским снегом. Ясный и теплый, этот день предвещал здоровье. У старушек был в этот день обычай выходить с обетными ладанками на перекресток и, дождавшись попутного теплого ветра с юга, они просили принести здоровье с южным ветром. Эту ладанку надевали больному с целью излечения: «На Ясона тепляк — здоровяк».

30-й день (13 апреля) — день апостола Иакова Заве-деева. В замосковных селениях в этот день замечали: если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то оставались с полной уверенностью, что лето будет грозное и теплое, плодородное и изобильное. Ясный восход солнца обещал ясное сухое лето. Не рекомендовалось в этот день отправляться в путь, не искупавшись в воде из мартовского снега. С этого дня прекращалось всякое сватовство, так как, но народным поверьям, май — очень плохой месяц для вступления в брак.

Нашёл интересное - поделись с друзьями! 

 

Заговоры

Сглаз и порча

Приметы

Гадания

Магия

Рейтинг@Mail.ru