Поиск по сайту |
|
Найди свой заговор |
Категория: Приметы
Сентябрь (септемврий, рюинь) По календарю, сентябрем открывается осень. Фенологи считают, что осень длится 66 дней — с 27 августа по 1 ноября.
По народному календарю осень считается с 19 августа (1 сентября по новому стилю), со дня, посвященного памяти св. мученика Андрея Стратилата и кончается 1 ноября — в народе Кузьминками, в день св. бессребреников, чудотворцев Космы и Дамиана.
9-й месяц в году у римлян был седьмым, отчего получил свое название (septem). Коренные, славянские названия месяца были другими. Сметливый и наблюдательный простой народ не оставил осень без присущих ей примет, дав каждому месяцу и многим дням свои имена. Славянорусское название — «рюинь» («рюин», «рюен», «ревун»), произошло от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. От листопадов с желтыми листьями называли месяц желтнем, жовтнем, от угасания солнечного света — хмуренем. Малоруссы называли «вресень», поляки — «вржесень», чехи — «заржи», словаки «грудень».
В XIV веке было принято считать начало года (как церковного, так и гражданского) 1 сентября, до этого времени год начинался с марта. И лишь с 1700 года сентябрь стал девятым месяцем в году, церковный год по-прежнему начинается с сентября.
Первую неделю сентября в народе называли семен-ской, вторую — Михайловской, третью — никитской, четвертую — Дмитриевской. О сентябре в народе говорили: «Холоден сентябрь, но сыт», «В сентябре синица просит осень в гости», «В сентябре одна ягода, и то — горькая рябина». По этому месяцу примечали последующую погоду: «Чем суше простоит сентябрь, тем позднее наступит зима», «Гром в сентябре предвещает теплую осень».
1-й день (14 сентября) — день преп. Симеона Столпника. Наши предки называли этот день Семеном Летопро-водцем предположительно оттого, что сегодня провожали и заканчивали летние работы.
Во времена, когда этот день был началом нового года, он широко праздновался. Богатыми людьми было принято оказывать благотворительную помощь, простыми — раздавать милостыню. Это был день совершения суда лично государем, день окончания всех торговых и хозяйственных сделок, срочный день для взноса оброков, даней, пошлин.
Этот день открывал бабье лето, говорили: «Бабье лето 8 дней». Бабьим летом называлось время, когда женщины с тяжелых сельскохозяйственных работ переходили к легкой работе на открытом воздухе: трепанию пеньки, вымачиванию льна и других работ: «Лен стели к бабьему лету, а подымай к казанской». Говорили также: «Бабье лето сухое — осень мокрая, ненастное — сухая», «Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме».
С этим днем в былые времена связан обычай пострижения и сажания на коня мальчиков в семьях при переходе из младенчества. Пострижение детей совершалось в церкви, а сажание на коня — в возрасте около 4 лет.
2-й день (15 сентября) — день св. мученика Маман-та. В народе этого святого называли Мамонтием или Овчарником — покровителем овец и коз. В сказании о его жизнеописании говорится, что, когда он жил в пустыне, дикие козы приходили к нему, он их доил, делал сыры, продавал их и раздавал нищим.
4-й день (17 сентября) — день св. пророка и бого-видца Моисея и празднования образа Пресвятыя Богородицы Неопалимая Купина. Русский народ считает эту икону охранительницей от пожара и молнии.
6-й день (19 сентября) — день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). Этот день называли просто Михайловым днем, который открывал Михайловскую неделю, заморозки в эту неделю называли михайловскими.
8-й день (21 сентября) — праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Примечали, что если погода в этот день хорошая, то осень тоже будет хороша. Этот день считался праздником второй встречи осени, благоприятным для сбора лука с грядок и чистки ульев.
11-й день (24 сентября) — день преп. Феодоры Александрийской. В старину про этот день говорили, что «не каждое лето до Федоры дотянет, даже бабье».
12-й день (25 сентября) — день св. мученика Автонома, которого простые люди окрестили Артамоном. Существовало поверье, что с этого дня змеи перебираются из полей в леса и уходят в землю. «На Артамона змеи уходят на спячку в леса, а на Воздвиженье (14 сентября) пропадают вовсе».
14-й день (27 сентября) — праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В старину этот день называли «ставровым днем» (от stauros —■ крест). А обстоятельства быта и сезонные условия заставили простой народ называть этот день Вдвижением или Сдвижением: «Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся», «На Воздвиженье последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла», «На Воздвиженье никакой гад по земле не движется (ни змеи, ни ящерицы, ни лягушки)». А охотники считали, что в этот день медведь залегает в берлогу.
15-й день (28 сентября) — день св. мученика Никиты. Этот святой угодник считается покровителем детей от падучей младенческой болезни (в простонародье — «родимец»), существует особая молитва на этот случай. Он известен как Никита-Гусепролет, так как почти повсеместно в это время начинался массовый отлет гусей. В сельскохозяйственном быту св. Никиту называют Ре-порезом, потому что наступала пора убирать с огородов репу. «Не дремли, баба, на Репорезов день!»
18-й день (1 октября) — день преп. Евмения, епископа Гортинского. Наблюдаемый в эти дни массовый отлет журавлей сопровождали возгласами вслед: «Колесом дорога!» для того, чтобы птицы остались подольше и зима наступила позже. «Отлет журавлей на Евмена — на Покров мороз».
19-14 день (2 октября) — день св. мученикй Зосимы-пустынника. Этот святой считается заступником и покровителем пчеловодов, так как это пора начала уборки ульев.
20-й день (3 октября) — день св. мученика Евстафия Плакиды, которого простой народ окрестил Астафием. Примечали, что если на Астафия туманно и тепло, по проулкам летит длинная паутина, то ожидали благоприятную осень и нескорый снег. Следили за ветром: «Коли подуст северный сердитый ветер — будет стужа недалече, южак подул — к теплу, западный — на мокропогодье, восточный ветер обещал ясную осень».
21-й день (4 октября) — день Обретения мощей св. Дмитрия, митрополита Ростовского. В ознаменование этого дня последняя неделя носит название Дмитриевской.
23-й день (6 октября) — праздник Зачатия пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
24-й день (7 октября) — день св. первомученицы равноапостольной Феклы. В этот день сельские жители начинали молотить хлеб от зари до зари. «На Феклу-Зарев-ницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».
25-й день (8 октября) — день преп. Сергия Радонежского. Народные приметы говорили: «Коли первый снег на Сергея, то зима установится на Михайлов день (8 ноября)», «На Сергия начинается, а с Матрены устанавливается зима (9 ноября). Этот святой угодник считается у простого народа покровителем кур».
26-й день (9 октября) — день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Св. Иоанн считается в народе наставником живописного иконного дела.
27-й день (10 октября) — день преп. Савватия Соловецкого. Его считают покровителем пчеловодов, поэтому это последний день уборки ульев на зиму.
30-й день (13 октября) — день св. мученика Григория, епископа, просветителя Великой Армении и преп. Григория Пелыпемского. Этот день почти всегда был ясным, поэтому его отводили для хозяйственных нужд: жгли старую солому из постелей, набивали новые матрацы.
Нашёл интересное - поделись с друзьями!
|