Поиск по сайту |
|
Найди свой заговор |
Категория: Приметы
Октябрь (октоврий, листопад) У римлян этот месяц был восьмым, отчего и получил свое название (octo — восемь). Славянские названия этого месяца были другие.
От осеннего падения листьев его называли «листопад». Поляки и малоруссы — «паздер-ник», или «паздерыкострики», так назывались отбросы льна, обрабатываемого в это время. Простой люд называет еще его грязником — от осенних дождей, сопровождающихся ненастьем и грязью, или свадебником — от свадеб, которые справляют после уборки урожая: «Мни и топчи льны с половины грязника». О переменчивой октябрьской погоде в народе говорили: «Октябрь то плачет, то смеется». Замечали, что если в октябре лист с березы и клена опадает нечисто, то жди суровой зимы: «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит».
1-й день (14 октября) — праздник Покров Пресвятой Богородицы. Издавна верили, что Пресвятая Богородица приняла Русь под свою защиту, поэтому православные христиане верят в скорое ее заступничество и милосердие. К этому времени часто выпадал снег, что было очень хорошей приметой, так как это предвещало много свадеб. Этот праздник считается покровителем свадеб, поэтому сельские девицы молились в этот день о скорейшем выходе замуж: «Бел снег землю покрывает — не меня ли молоду, замуж снаряжает». В стародавние времена невесту водили под венец, закутав фатой или покрывалом с головы до ног. Поэтому девицы приговаривали: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком». На Покрова начинались свадебные осенние недели, потому что заканчивались все важнейшие сельскохозяйственные работы.
2-й день (15 октября) — день св. мучеников Кипри-ана и Иустины. К этим святым обращались с молитвами об избавлении от влияний злого духа, от недоброго очарования. Вера в силу их помощи происходит из сказания об этих святых. Киприан, будучи язычником, жрецом и чародеем решил совратить с пути христианства Иустину, но потерпел поражение: злые чары не помогли. При помощи благодати Божьей Иустине удалось Киприана обратить в христианство. Поэтому, наряду с молитвами другим святым от избавления от злых духов, существует молитва к св. Киприану и Иустине. А поскольку этот день является еще и праздником взятия Казани, то в народе говорили: «На Куприяна и Устиньи Казань-именинница».
4-й день (17 октября) — день св. мученика Иерофея, епископа Афинского. В старые времена поселяне думали, что с этого дня лешие перестают бродить по лесу. Люди боялись ходить в лес, так как считали, будто леший бесится: с досады ломает деревья, хлопает в ладоши и хохочет, роет землю, загоняет всех зверей по норам, а к утру проваливается под землю. Замечали, что в этот день дуют сильные ветра в лесах, а птицы не садятся на деревья: «На Ерофея и зима шубу надевает».
7-й день (20 октября) — день преп. Сергия Нуром-ского и свв. мучеников Сергия и Вакха. О погоде в этот день замечали: «Если на Сергея земля снегом прикроется, то с ноябрьской Матрены (9 ноября по ст. стилю) зима станет на ноги».
8-й день (21 октября) — день преп. Трифона Вятского и преп. Пелагеи. В народе об этом дне говорили просто: «С Трифона-Пелагеи — все холоднее. Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет».
9-й день (22 октября) — день апостола Иакова Ал-феева. О приближающейся зиме в народе говорили: «Ия-ков, брат Божий, крупицу пошлет (град, крупу)».
10-й день (23 октября) — день свв. мучеников Ев-лампия и Евлампии. В этот день простые люди гадали по месяцу о погоде: «На Евлампия рога месяца кажут, откуда быть ветрам. Если рога на полночь (на север) — быть скорой зиме; если на полдень (на юг) — скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть до самой Казанской (22 октября по ст; стилю), осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится».
12-й день (25 октября) — праздник образа Пресвятой Богородицы Иерусалимской. В степных селениях с этого дня наблюдали появление звезд с полудня и полуночи, гадая о погоде и будущем урожае.
14-й день (27 октября) — день преп. Параскевы. В древних южнорусских месяцесловах эту угодницу называли «Терновской» или «Терновки», — от болгарского города Тернова, куда были перенесены ее мощи. Простой народ величал ее так: «Параскевия Пятница — Христовым страстям причастница». Наблюдения за ненастной погодой дало ей имя Праскева-Грязниха, от первых порошей — Порошей. По работам этих дней, когда терли и трепали лен ее назвали Льняница-Трепальница. «На Грязниху большая грязь — четыре седмины до зимы».
15-й день (28 октября) — день прпп. Евфимия Нового, Солунского. В этот день убирали пчел с пасеки.
22-й день (4 ноября) — праздник иконы Казанской Божьей Матери. В простонародье этот день называется «Казанская», «Казанская Пречистая». В народе существуют поговорки и приметы, характеризующие этот день: «Коли на Казанскую дождь пойдет и все луночки зальет, то и зима пойдет», «На Казанскую добрые люди вдоль не ездят», «Пошел бы на Казанскую дождь, а то будет зима на дворе с сугробами», «Ранняя зима и об Казанской на санках ездит».
26-й день (8 ноября) — день св. Дмитрия Солунского. Этот день посвящается памяти всем усопшим. Эта традиция была установлена еще Дмитрием Донским, который после одержания победы над Мамаем, устроил великую панихиду по погибшим воинам. По народным представлениям, сам божий угодник Дмитрий Солунский считается защитником храбрых воинов, даже на иконах он изображен верхом на коне.
28-й день (10 ноября) — день св. великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. В народном календаре этот день носит название Прасковеи льняницы. С этого дня женщины начинали мять лен. Незамужние девушки молятся св. угоднице о будущих женихах.
29-й день (11 ноября) — день прпп. Авраамия и Анастасии. В простонародье он называется Овчарным, поскольку начинают стричь овец. Следовательно, божьи угодники носят имена Авраамия Овчара и Анастасии Овечницы. В этот день в деревнях пеклись пироги, которыми угощали овчаров.
30-й день (12 ноября) — день св. мученика Зиновия. В народе — Синичкин день, из-за массового появления синиц около домов, что предвещает о наступлении больших холодов: «Невеличка птичка синичка, а и та свой праздник помнит». Кроме этого, данный день именуется и «Юро-вой» — праздник охотников и рыбаков, которые отправляются за рыбой, дичью. Главным образом для людей этот день считается прежде всего праздником, а не охотой за животными или рыбалкой. Примета: «Коли на Юровую волки стаями ходят, будет голод, мор, либо война».
Нашёл интересное - поделись с друзьями!
|