100 Заговоров и приворотов. Сглаз и порча.

Поиск по сайту
 
Найди свой заговор

 

Ваши комментарии

Приметы месяца февраль

ghdФевраль (сечень, снежень) Назван этот месяц римлянами по имени бога Фебра (Фабуо), которому и был посвящен; этот месяц был у них последним в году.

Римляне считали Фебра богом смерти, поэтому месяц посвящался памяти умерших. Его славяно-русское название — «сечень», так как февраль отсекал год, то есть был последним в семье братцев-месяцев. Другая версия этого названия основана на том, что именно этот период года считался самым удобным для рубки леса с целью получения очень качественной древесины, а также для обрезки деревьев, потому что в феврале у них меньше всего сока.

Снежнем его называли, возможно, от снежного времени года. В древних славянских летописях этот месяц еще зовется Февруарием, а иногда свадьбой, так как это время на Руси посвящалось разыгрыванию свадеб. В Малороссии и у поляков этот месяц назывался лютым. В северных и средних регионах России его называли еще бо-когреем, потому что в это время наступает такая погода, когда скот выходит из хлевов и греет свои бока на солнце. В некоторых местностях его называли межнем — межой между зимой и весной.

Месяцем кривых дорог называли крестьяне февраль. Существовала примета, согласно которой, если метель дорогу переметает, то весна будет поздняя и холодная.

Не признает седая лиходейка-зима солнышка, злится, не хочет уходить, сыплет снегом, колючими ветрами, стучится в окна, наметает кривые сугробы. Коварен и переменчив характер самого короткого месяца в году. «Злится коротышка, что ему дней мало дадено». «Февраль лют, как Бог, да и сам не плох: рисует, малюет, красную весну чует». «Февраль двуликий месяц — и лютень, и боко-грей».

Крестьяне в это время задумывались о том, какова будет весна, поэтому приметы февраля направлены на предугадывание теплого времени года: «Длинные февральские сосульки сулят долгую весну», «Февральская ростепель ничего не стоит», «Как в феврале аукнется, так осенью и откликнется», «То, что январь упустил, февраль подберет». «Февраль зиму выдувает, а март ломает». «Февраль силен метелью, а март капелью». «Бури да метели под февраль улетели». «Февраль сшибет рог зиме».

1-й день (14 февраля) — день св. мученика Трифона. Девицы молились ему о женихах, так как февраль считался свадебным месяцем.

2-й день (15 февраля) — Сретенье Господне. Граница между зимою и весною, встреча зимы и лета: «На Сретенье зима с летом встретилась», «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «На Сретенье кафтан с шубой встретились», «На Сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама лиходейка от своего хотения потеет». По празднику Сретение последние зимние морозы и первые весенние оттепели называют сретенскими.

В народе существовали приметы: если на Сретенье будет снег, то весна ожидается дождливой; если на Сретенье капель, то будет хороший урожай на пшеницу; если на Сретенье утром снег, то это к урожаю ранних хлебов, если в полдень, то хлеба будут средние, если к вечеру, то хлеба поздно созреют.

В северо-западной Руси в этот день существовал обычай освящать церковные свечи. Он произошел от обрядов католической церкви, по предположению, для противодействия языческому празднеству, которое проходило в первых числах февраля. Оно называлось Фе-бруарий и посвящалось богам Фебру и Прозерпине — языческим богам.

Обряд сопровождался возжением факелов, поэтому введение в христианской церкви обычая освящения свечей символизировало разгром силы бесовской. Освященные свечи назывались громницами, чтобы нечистая сила не вредила будущему урожаю громами и молниями, проливными дождями и градом. Не случайно существует обычай во время грозы зажигать церковные свечи и молиться.

У прихожан церквей на северо-западе на праздник Сретенья существует обычай крестообразно прожигать друг другу свечой волосы с целью очищения, считается, что это помогает от головной боли. Также существует обычай давать умирающему человеку в руки свечу-гром-ницу для того, чтобы отогнать Сатану при переходе в потусторонний мир и не дать ему завладеть бессмертной душой умирающего.

Освященная на Сретенье вода оказывает благодатное воздействие, и считается лечебным средством от разного рода болезней.

3-й день (16фёвраля) — день преп. Симеона Богопри-имца, знаменует собой библейское событие принятия им на руки Божественного младенца Иисуса. На иконах этот праведник всегда изображается с Предвечным младенцем на руках. По этой причине в народных верованиях он считается хранителем детей, существует особая молитва о сохранении здравия младенцев.

В селах в этот день чинят летнюю сбрую. Говорили так: «На Симеона расчинай починки».

4-й день (17февраля) — день преп. Николая-исповедника, игумена Студийского. В народе этот день называли Никола-студеный, так как редкий год этот день обходился без морозов.

5-й день (18 февраля) — день св. мученицы Агафии, которая, согласно жизнеописанию, спасла своей жизнью город от пожара. Поэтому она считается во многих местах северо-западной Руси заступницей от огня. Существует церковный обычай в ее память освящать хлеб с солью, которые можно хранить, а в случае пожара бросить в пылающее пламя или в сторону чистого поля, чтобы ветер с пожара направился именно туда, а не распространился на другие строения. При этом необходимо было повторять следующую молитву: «Промысл свят, доброхотный, честь Богу и отечества освобождение. Сохрани ны, Агафие святая, от вреда огненнаго».

В Великороссии св. Агафию называют Агафьей-коровницей, оттого что в день ее памяти якобы проходит эпидемия болезней, сопровождающихся падежом скота. Предотвращают эпидемии обрядом опахивания или же прикрепляют к коровьим рогам хлеб, освященный в церкви в день св. Агафии.

6-й день (19 февраля) — день преп. Вуколы, епископа Смирнского. В народе его называют Вуколой-телятни-ком, потому что считается, что в этот день телятся жуколы (черные коровы).

10-й день (23 февраля) — день св. мученика Харлам-пия и преп. Прохора Печерского. Харлампий почитается в народе как охранитель от внезапной смерти без покаяния, которая часто настигает людей во время разных общественных бедствий и эпидемий. Кроме этого, Харлампий почитался покровителем чиновников.

А о приметах приближающейся весны в старину говорили так: «Ох, как студено!».

11-й день (24 февраля) — день св. священномучени-ка Власия, епископа Севастийского. Этот святой очень популярен в народе, в его честь строились часовни, так как он считался покровителем домашнего скота. В день памяти св. Власия служили молебны, прося у него защиты для домашнего скота.

Существовал даже обычай сгонять коров к церкви в этот день и окроплять их святой водой: Этот обряд можно было наблюдать во время болезней и падежа скота. Тогда же было принято носить с молитвой св. Власия его образ (икону) по хлевам, окропляя весь скот крещенской водой и окуривая ладаном. На иконах он изображается обычно сидящим на коне в окружении стада лошадей или сидящим на скале в окружении домашних животных. Существует молитва св. Власию от падежа скота.

Высказывается предположение, что в древности у славян существовал бог скота Волос, который после принятия христианства по созвучию был заменен в народе Власи-ем, так как трудно было отрешиться от такого важного и жизни божества, способствующего благополучию и сытому быту. Доказательством этого может служить тот факт, что з древнеславянском языке имена Волос и Вла-сий были совершенно тождественны, и часто употреблялись одно вместо другого. Поэтому не случайно весь домашний скот в старину звали родом Власьевским, а коров просто власьевками.

По старинному народному обычаю еще одним самым верным средством от падежа скота было опахивание. Обряд этот совершался группой достаточно пожилых женщин, вооруженных дубинами и кочергами. Одна из них с растрепанными волосами, сбросив с себя верхнее платье, сохой опахивает ту часть деревни или ее всю, откуда хотят выжить болезнь.

В некоторых местах праздник св. Власия не всегда совершался по церковному месяцеслову. Простой люд переносил его на четверг Масленой (или Сырной) недели, находя ее более уместным временем празднования святого покровителя стад, так как в это время начинается интенсивное употребление сыра, масла, молока, сметаны — продуктов скотоводства: «У Власья и борода в масле». Не случайно в Новгороде и поныне существует храм, куда в день памяти этого угодника приносят коровье масло и кладут его перед образом для освящения.

Молились св. Власию еще и в том случае, когда при трапезе давились костью, так как существует предание о том, что этот святой исцелил какого-то отрока, подавившегося костью.

Морозы, случающиеся в эти дни, называют власьев-скими. Они считаются последними: «Пришел Власьев день, пришли и Власьевские морозы», «Св. Власий, сшиби рог зиме».

13-й день (26 февраля) — день преп. Мартиниана. Этот угодник считается избавителем от плотской страсти, существует особая молитва для этой цели. В основе такого верования лежат сказания о жизнеописании святого, которому при жизни пришлось бороться, будучи девственником, с плотской похотью.

В сказаниях говорится, что славе его отшельнической и строгой подвижнической жизни позавидовал дьявол. Решив унизить его в глазах всех, кто слышал о его подвигах, дьявол внушил одной легкомысленной женщине желание соблазнить блаженного Мартиниана. Тот, приняв ее в свою келью как странницу, сбившуюся с дороги и нуждающуюся в ночлеге, ощутил в себе плотское влечение, поэтому подверг себя пытке огнем. Он жег свои ноги на горящих угольях до тех пор, пока огонь похоти в нем не погас, чем привел в ужас свою искусительницу и заставил ее покаяться.

После этого случая Мартиниан удалился на необитаемый остров и, прожив на нем около 6 лет, получил аналогичное испытание. Во время бури около этого острова разбился корабль, и ему удалось спасти красивую молодую девицу. Тогда, чтобы не довести себя до искушения, он пустился от нее вплавь, оставив еды и обнадежив скорым прибытием к ней людей для спасения. После этого преп. Мартиниан странствовал по многим городам и закончил свой земной путь в Афинах.

15-й день (28 февраля) — день апостола Онисима. В народе его называют Онисимом-овчарником, так как существует поверье, что «на Онисима овчары окликают звезды, чтобы овцы ягнились». На Онисима зарнят пряжу, то есть выставляют моток ее на утренник, чтобы пряжа отбеливалась на солнце.

16-й день (29 февраля или 1 марта, в зависимости от того, високосный год или нет) — день преп. Мару-фы, считающегося заступником от злых духов. Верование это основано на истории из жизнеописания этого святого, когда ему удалось излечить от злых духов дочь персидского царя.

17-й день (2 марта) — день св. великомученика Фе-одора Тирона, которому молятся об отыскании украденных вещей, хотя в жизнеописании этого угодника нет указания на подходящее событие.

21-й день (6 марта) — день преп. Тимофея. В народе его называют Тимофеем-весновеем, потому что в это время начинают дуть первые теплые весенние ветры.

24-й день (9 марта) — праздник Первого и Второго Обретения главы Иоанна Предтечи.

Народные приметы: «в день Обретения главы птица завивает гнездо, а перелетная летит из вырая (из теплых мест); на Обретение птица гнездо обретает».

25-й день (10 марта) — день св. Тарасия, архиепископа Константинопольского. Этот святой известен в народе как Тарасий-Кумошник, так как по поверью в это время начинает свирепствовать кумоха (лихорадка): «С Тарасия не спят днем; кумоха (лихорадка, лихоманка) нападет».

27-й день (12 марта) — день преп. Прокопия Дека-полита. В этот день в народе примечали: «Прокоп-перезимний дорогу рушит».

28-й день (13 марта) — день преп. Василия Исповедника. По приметам народного календаря его называют Капителем или Капельником, потому что в это время весеннее солнышко начинает так пригревать, что с крыш и высоких мест капает вода, знаменуя этим таяние снега: «Василия-Капельника с крыш каплет».

29-й день (бывает в високосном году) — день преп. Кассиана.

В народе бытует мнение, что високосный год несчастливый. Поэтому Кассиану (Касьяну) давали неуважительные имена, например «завистливый», «недоброжелательный», «скупой», «злопамятный» и т. п.: «Касьян на народ — народу тяжело, Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет»; «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года». О Касьяне говорят, что он якобы приставлен на стражу ада и Господь отпускает его на отдых на четвертый год.

Необходимо отметить, что предки славян кроме дня преп. Кассиана много других дней в неделях и месяцах считали несчастливыми. В Древней Руси даже существовали сказания о том, какие дни и часы в каждом месяце считать добрыми, а какие злыми и; когда можно начинать новые дела, а когда лучше провести день в покое, без активности.

Так, например, до настоящего времени известно, что понедельник является несчастливым и тяжелым днем, когда не рекомендовалось начинать никаких новых дел. Истоки этого правила идут из того представления, что в старину понедельник служил днем публичной расправы за всякого рода преступления. Он утвердился как несчастный день, так как в такой расправе мог пострадать невиновный человек. Кроме того, предшествующий праздничный воскресный разгул и веселье отрицательно сказывались на работе.

Нашёл интересное - поделись с друзьями! 

 

Заговоры

Сглаз и порча

Приметы

Гадания

Магия

Рейтинг@Mail.ru