100 Заговоров и приворотов. Сглаз и порча.

Поиск по сайту
 
Найди свой заговор

 

Ваши комментарии

Приметы месяца май

ghd

Май (травен, травный, цветень) Пятому месяцу в году такое название дали римляне в честь богини Май. Это название перешло к нам из Византии.

В Древней Руси май считался третьим пролетним месяцем. Его называли так: травный, травен. Эти названия напрямую связаны с тем, что происходит в мае: вокруг все оживает, цветет и зеленеет.

В Древней Руси май считался важным месяцем в году, и это можно объяснить: своевременный посев хлебов и других культур зависит от того, в какую землю, сырую или сухую, было посажено семя. Но не только это влияет на хороший урожай; русский мужик знал много примет, по которым мог предсказать степень урожайности определенной культуры в текущем году: «Май холодный — год хлебородный», «Коли март сух, да мокор май, так будет каша и каравай».

Множество народных поговорок про май свидетельствует об особом отношении к этому месяцу: «Понадеялся на май да на сладимый ветерок, вот тебе и хлебец», «Даром, что соловей птица малая, а знает, когда май», «Захотел ты у мужика да в мае перепутья», «Рад бы жениться, да май не велит», «Кто в мае женится, тот будет век маяться», «Наш пономарь понадеялся на май и без коровы стал».

1-й день (14 мая) — день св. великого пророка Иеремии (Еремея). В словаре русского мужика этот день имеет название Запрягальника или Запашника. Данное название связано с тем, что начинаются важнейшие сельские работы, которые выполняются преимущественно подъяремными домашними животными. Для русского земледельца этот период является очень тяжелым и изнурительным, именно поэтому он просит себе Божьей помощи. В день Еремея осуществлялись молебны, земледельческие орудия окроплялись святой водой, ставились свечи божьему угоднику Иеремии.

Земледельцы верили, что в этот день сам св. Еремей запрягает свою колесницу, засевает хлеб, тем самым помогая русскому мужику в сельских работах. Вера в помощь Иеремии доходила до того, что в случае, когда скот изнурялся, сам угодник невидимо для всех заканчивал начатые работы. Скорее всего, поводом к подобному народному верованию стало созвучное произношение слов Иеремия и ярмо (упряжь). Отчасти это связано, скорее всетю, с легендой о том, что Иеремия во время своих пророчеств, по повелению Божьему, носил на своей шее кандалы.

Наблюдательные русские земледельцы говорили: «Погоже — уборка хлеба пригожа», «Днем раньше посеешь — неделей раньше возьмешь», «Лучше голодай, а добрым семенем засевай».

Крестьяне-земледельцы засевали хлеб только тогда, если земля была теплой. Для этого они брали в обе руки землю и проверяли ее на «годность». Уже тогда знали, что до конца не оттаявшая земля (более глубокие ее слои не прогрелись) может погубить будущий рост еще в зародышевом состоянии. При этом они говорили: «Кто по календарю сеет, тот редко веет».

Но не все в этот день начинали посевные работы. Это связано с климатическими условиями той или иной территории страны. Так, например, в Вологодской губернии сеять начинали на Юрьев день, во Владимирской губернии — за три дня до пророка Еремея. По всей России посев длился две недели: «Сей неделю после Егорья, да другую после Еремея».

Сельские работы, связанные с посевом овса и других яровых, и закрепленные за ними наблюдения ярко отражены в русских поговорках: «Рожь любит хоть на часок, да в песок», «Если появились комары, значит, можно сеять рожь», «Яровой хлеб сей с одышкой и поглядкой», «Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее, когда цвет калины будет в кругу». Рожь говорит: «Сей меня в золу (в сухую землю), да в пору». Овес говорит: «Топчи меня в грязь, а я буду князь».

Первый день мая начинался не только посевными работами, но и народными гуляньями. В Москве подобные гулянья обычно устраивались в Сокольницкой роще, в которой наши цари занимались охотой на зверей и соколов. В простонародье сокольницкое гулянье называется немецкими станами. Такое название появилось в связи с некогда поселившимися в этих местах немцами, которые придумали этот праздник на помин земле. В Петербурге это гулянье устраивалось в Екатерингофе. В XVIII веке в городе Киеве первое мая называли рекреационным днем (это название пришло из Польши и Литвы). В Киеве на гулянье выходили на гору Скавыку. Здесь ученики училищ забавлялись играми, студенты представляли пение кантов, комедии.

2-й день (15 мая) — день свв. Бориса и Глеба («барыш-день»). В этот день торговцы стремились продать свой товар как можно выгоднее. От этого, по их мнению, зависел доход в течение всего года (получение барыша). Очевидно, это поверье основано на том, что слова «Борис» и «барыш» имеют созвучие. К тому же в старину день св. Бориса называли «барыш-днем».

В народе говорят: «Борис и Глеб сеют хлеб». Эта поговорка свидетельствует о начавшихся посевных работах. Борис-день еще называют соловьиным днем, так как начинается время соловьиных трелей. По этому поводу в словаре русского мужика есть такие поговорки, связанные с природными наблюдениями: «Соберется в этот день птичий царь — весна зацветет дружно», «Запел соловей основательно — весна пошла на убыль, а лето на прибавку». Обычно каждый год в этот день тульские оружейники отправлялись на соловьиную охоту в Курские и Носильские леса с целью поймать белого соловья. Чаще всего такие походы длились около месяца и заканчивались путешествием в Москву, где продавалась вся наловленная птица.

3-й день (16 мая) — день св. мученицы Мавры. В словаре русского землевладельца этот день носит название

Рассадницы, поскольку начинается время посадки рассады капусты и других овощей. Помимо этого данный день называют еще Маврой Молочной. Это связано с наступавшим временем, когда домашние животные всласть наедались сочной и молодой травой, отчего становились упитанными и сытными, а их молоко — густым и жирным: «Зеленая травка — молоку прибавка». В народе еще говорили: «Мавра зеленые щи». С этого дня начинали употреблять в пищу зелень с огорода.

5-й день (18 мая) — день св. мученицы Ирины. Также как и Мавру, в простонародье Ирину называют Рас-садницей. В этот день рассаживали рассаду в грунт из парников. Накануне выносили горшок на грядки, клали туда крапиву с корнем и ставили вверх дном посередине всех гряд, приговаривая при этом: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пуста, будь туга; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика». Во время поливки рассады примечали, как она воду: «пьет» много воды — к сухому покосу; не вбирает воду в себя — к влажному, хорошему покосу.

В этот же день выжигают поля и луга, приговаривая: «Худая трава из поля вон».

6-й день (19 мая) — день праведного Иова Многострадального. Помимо традиционного церковного названия этот день называют Горошником, или «Белы горохи» (посадка гороха). Во время посева гороха приговаривали: «Сею, сею бел горох: уродился мой горох, и крупен, и бел, и сам — тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье». Росенником называли этот день потому, что начиналось время обильного выпадения росы: «Иов-росенник росы распустил». Считалось, что большая роса и ясный, жаркий день — к хорошему урожаю огурцов.

8-ой день (21 мая) — день св. апостола Иоанна Богослова. С этого дня начинается посев пшеницы. Для того чтобы Бог наградил хорошим урожаем, в русских избах пеклись так называемые обетные пироги, которые раздавались неимущим и бедным.

С этой целью выходили на дорогу и ждали, пока не появится какой-нибудь человек. Если никого не встречали, то считалось, что Бог чем-то прогневался, а значит, пшеница уродится плохая. По этому поводу очень долго молились в надежде на Божью милость. Пирог же никто не ел, его отдавали на съедение птицам. В некоторых местах в этот день празднуют Ивана Купалу (вместо 23 мая).

9-й день (22 мая) — день св. чудотворца Николая. В простонародье св. Николай считается покровителем лошадей, которые помогали русскому мужику практически везде и всегда. По этому поводу отмечали: «Никола осенний лошадь на двор загонит, и Никола весенний лошадь откормит», «Егорий с ношей, и Никола с возом». В отдельных местностях лошадей выгоняли на ночнину. Их стерегли холостые парни с каждой семьи. Специально для этого дня пекли пироги с гречневой кашей. Всю ночь парни играли и веселились.

В народе примечалось: «До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи», «Не хвались на Юрьев день, а хвались на Николин травой», «Велика милость мужику на Николин день, коли поле польет дождичком». Обычно неделю после Николина дня дуют ветры, поэтому в это время выжигали нивы, поля. По земледельческому календарю, в этот день можно сажать картофель.

10-й день (23 мая) — день св. апостола Симона Зилота. В этот день наши предки праздновали именины матушки-земли. И это понятно, ведь она считается родительницей всего живого и неживого, поэтому к ней относились с благоговением.

В связи с этим данный день являлся праздником, а значит, нельзя было заниматься работами, связанными с обработкой земли (пахотой, прополкой и т. п.). Многие в этот день ходили в лес собирать лечебные травы, так как считалось, что именно на Симона Зилота травы обретают целебные качества. Такое поверье обусловлено созвучием слов «зелье» и «Зилот».

Этот день отмечается посадкой пшеницы. В народе говорили: «Кто сеет пшеницу на св. Симона Зилота, у того родится пшеница аки золото».

11-й день (24 мая) — день св. Мокия. В простонародье данный день назывался Мокрым днем (по созвучию слов «Мокий» и «мокрый»). Скорее всего, данная аналогия, связана с тем, что ближе к этому дню идут частые проливные дожди. Считалось, что если день будет мокрым, с туманами, то и лето нужно ожидать сырым. Красное небо поутру — к жаркому лету и частым пожарам.

13-й день (26 мая) — день св. мученицы Гликерии. По народным наблюдениям, в этот день появляются туманы и комары — предвестники тепла. Поэтому св. угодницу еще называют Лукерьей Комарницей.

14-й день (27 мая) — день св. мученика Исидора (в простонародье Сидор). Во многих местностях к этому дню прилетают перелетные птицы (стрижи, касаточки), поэтому считалось, что эти птицы приносят с собой долгожданное тепло. Существуют определенные приметы, приуроченные ко дню Симона: «Как пройдут Сидоры, так пройдут и сиверы (северные ветра)», «На Сидора еще си-верно», «На Сидора сиверно, и все лето таково».

15-й день (28 мая) — день преп. Пахомия. В простонародье его называли теплым Бокогреем, поскольку с этого дня усиливается весенняя теплота: «Пришел Пахом, запахло теплом». Существует примета: если на Пахома тепло, значит, лето ожидается теплое. В этот день устраивался поздний посев пшеницы и овса.

16-й день (29 мая) — день преп. Феодора Освященного. Еще его называли Житником, что обусловлено последними сроками посевов яровых культур.

18-й день (31 мая) — день св. Федота. В этот день смотрели на дубовые листочки. Если они полностью развернулись, значит, по народному верованию, «земля-матушка принялась за род». Говорили: «На дубу лист в пятак, быть яровому так», «Коли на св. Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой», «Не сей пшеницу прежде дубового листа», «Сей овес, когда дуб развернется в заячье ухо».

20-й день (2 июня) — день мученика Фалалея. Этот день носит еще название Фалалея-Огуречника, поскольку именно со дня его памяти сеют огурцы: «На Леонтия и Фалалея сади огурцы».

21-й день (3 июня) — день свв. Константина и Елены. В сельскохозяйственных работах данный день имеет особое значение, так как является крайним сроком для посевов льна.

В простонародье этот день еще называли длинными льнами, а имя св. Елены дополнено именем Лено-севка (Ленница): «Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня», «На Оленин день сади огурцы».

23~ii день (5 июня) — день св. Леонтия. В народном календаре этот божий угодник имеет название Огуречник, что связано с удачным временем для посева семян огурцов. В Тульской губернии к посадке огурцов относились трепетно. Первую посадку огурцов и первый выросший огурец старались прятать от постороннего глаза. Если у огурцов появились желтые листья, значит, по мнению огородников, кто-то подсмотрел или сглазил.

25-й день (7 июня) — день св. Иоанна Крестителя. В простонародье носит название Ивана Головатого. Скорее всего, такое имя дню дали потому, что ко дню памяти св. Иоанна сажают капусту, приговаривая при этом различные наговоры. По народным верованиям, в этот день появлялись ядовитые, вредные росы: «С Иванова дня пошли медвяные росы». Поэтому болезни домашнего крупнорогатого скота связывали с тем, что животные якобы «наелись» этой росы: «Верно, напали на медвяную росу». Если даже поблекнут листья на деревьях или ребенок заболел, эти явления связывали с ядовитыми росами. В этот день наблюдали за рябиной: к хорошему урожаю овса на рябине много цветов.

28-й день (10 июня) — день св. Никиты Халкидон-ского. В народе этот день называли Гусятником, поскольку Божий угодник почитается как покровитель гусей. Вообще гуси считаются важными и дорогими домашними птицами, требующими особого ухода за собой, особенно весной, так как в это время чаще всего пропадает без вести много птицы. В основном Никита Гусятник является покровителем маленьких гусят, поскольку зачастую они становятся жертвами хищных птиц (орлов, ястребов и др.).

29-й день (11 июня) — день св. мученицы Феодосии. В простонародье ее называют Колосяницей, что связано с наступлением времени, когда колосится рожь. В народе говорят: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает», «Хлеб поспевает из закрома в закром в восемь недель». Люди с трепетом наблюдали за погодными условиями в этот день: если вёдро, значит, хлеба будут хорошо колоситься. Считается, что день Колося-ницы несчастливый: «День Федосьи-Колосяницы один всех понедельников стоит».

С этого дня все начинали домашнюю скотину кормить хлебным кормом (печеными сочнями, хлебными баранками). Это делали с одной целью — чтобы она лучше и больше плодилась.

30-й день (12 июня) — день св. Исаакия. Данный день известен как змеиный праздник: «Змеи идут поездом на змеиную свадьбу». По народным представлениям, в случае, когда появляются змеи, их нельзя убивать, так как они очень злы и готовы мстить каждому встречному. Поэтому в случае укуса ни один колдун не сможет заговорить укушенного. Само же явление множества змей указывает на то, что земля окончательно прогрелась. В этот день обычно сажали бобовые, приговаривая при этом: «Уродитесь, бобы, и крупны и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный».

31-й день (13 июня) — день св. мученика Ермия (Ере-мея). В народном календаре данный день называется Ере-меем-Распрягальником, что означает конец посевных работ (коней распрягали). В народе говорили: «Еремей, опусти сетево, покинь сетево (севалку)». По астрономическому календарю 31 мая считается рубежом между весной и летом.

Нашёл интересное - поделись с друзьями! 

 

Заговоры

Сглаз и порча

Приметы

Гадания

Магия

Рейтинг@Mail.ru