100 Заговоров и приворотов. Сглаз и порча.

Поиск по сайту
 
Найди свой заговор

 

Ваши комментарии

 

Святочные гадания

sdvgsfwe Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенно женский пол.

Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверность гаданий. И все это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств. Женщины-позыватки обходят дома с приглашением, где есть девушки, в семейство зажиточное, где лелеется ненаглядное дитятко, краса девичья, зазноба мо-лодеческая.

Вся торжественность святочных вечеров заключается в гаданиях, передаваемых из рода в род. Отыскивать первоначальное появление гаданий нет никакой возможности. Предания наших предков, письменные и словесные, ничего не говорят об этом. Было бы очень несправедливо, если бы мы приписали их существование временам нехристианским русского народа, как доселе делают с предметами, не вполне объяснимыми. Мы останемся при одном мнении, что святочные гадания усваивались русской жизнью в продолжение многих веков, при постоянном или временном сношении наших предков с соседними народами. Если бы была возможность тщательно исследовать отдельные поверия по пограничным местам в разных веках, потом проследить их распространение по внутренним городам, тогда бы мы могли с точностью обозначить: из какой страны, из какого города, от какого народа перешли к нам суеверные поверия, где они были приняты, где нет, где исчезли, где и доселе существуют. Мысль, едва ли исполнимая, едва ли возможная в своем осуществлении; но как вероятная она проистекает из действительного бытия мифов древней восточной жизни, столь редко переживавших свои периоды, столь явно переходивших от одного народа к другому. Мы знаем быт великорусов, мы постигаем быт малороссов, мы верим в отдельное существование быта белорусов; но можем ли мы смело сказать, что они отделены один от другого? Их разнообразные проявления заставляют думать, будто они никогда не сливались один с другим, будто никогда жизнь великорусская не селилась на полях малоросских, если бы история не указывала нам на постепенные возрасты того и другого, если бы не говорили нам дела, что каждый из них осуществлял свою данную мысль при содействии другого. Отчего мифы, поверья, семейные сказания Белоруссии отличаются от мифов, поверий, семейных сказаний России?

Отчего малоросс верит в поверие, едва известное великорусу и о котором совершенно не знает белорус? В чем заключается основная причина переселения мифов от одного народа к другому? Отчего происходит их усвоение в той или другой общественной жизни? Подробное обозрение общественной и семейной жизни решительно оправдывает предположение о переходе поверий в русскую жизнь в продолжение многих веков и от многих народов.

Святочные гадания, совершаемые доселе в русской семейной жизни, производятся вечерами, с 25 декабря по 5 января, и притом в разное время. Так, одни совершаются вечером, другие в полночь, а третьи приготовляются ко сну.

Вечерние гадания обыкновенно начинаются с той минуты, как скоро освещают огнем комнаты. Перечислим здесь некоторые из них.

Собравшись все вместе в один дом, девицы выходят на улицу: здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ей человека. Они верят, что таким же именем будет называться их суженый. Это самое окли-кание производится под Новый год; девушки тогда выходят на перекресток с пирогом.

Ходят слушать под окна чужих домов и, внимая разговору веселому или скучному, предрекают себе такую же жизнь в замужестве.

Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленницы и потом в покоях смотрят: если оно гладкое, то муж будет хороший, а если кому попадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый.

Подходят к амбарам: если услышат пересыпку хлеба, то уверяют себя, что их замужняя жизнь пройдет в достатке.

Снимают с насеста кур и приносят в ту горницу, где заранее приготовлено в трех местах вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные. Если чья курица будет пить воду, то муж

будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняком; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий.

Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит, обращенный к домашним воротам: в этот год не быть ей замужем.

Ходят смотреть в окна соседей во время ужина. Если головы сидящих за столом видны, то предвещают себе, что будущие родные все будут живы; если же голов не видно, то думают, что они скоро все вымрут. После пения особых подблюдных песен выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая немного этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя в покой, смотрят: какой формы снег, таков будет и суженый.

Полуночные гадания всегда начинаются после ужина, с 12 часов ночи. В них участвуют взрослые девицы в присутствии опытных старушек. Гадающие девушки садятся у окон, выговаривая каждая: «Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна». Если которая услышит поезд с криком, со свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую; а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности.

Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих пошевелит, спрашивают его: «Как звать?» Думают, что этим именем будет называться суженый.

Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупки, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечку своей скорлупы. Здесь замечают: которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем.

Отчаянная девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: «Суженый, ряженый! Приди ко мне поужинать». Все окружающие выходят в ближние покои, а она, оставшись одна, запирает двери, окна, садится за стол с ожиданием суженого. Признаки приближения суженого суть следующие: ветер жужжит под окнами со свистом; удары в окна, в дверь; смрадный запах. Потом является «суженый». Девушка должна сидеть на своем месте, молчать на все вопросы, замечать черты лица и платье. «Суженый» садится за стол, начинает говорить. Девушка вместо ответа спрашивает: «Как звать?» «Суженый» сказывает имя, вынимает что-нибудь из кармана. В этот момент девушка должна говорить: «Чур моего места! Чур моей загадки!» Суженый исчезает, оставляя на столе вещь, им принесенную. Если она сробеет и не зачурает, то «суженый» производит над ней разные проказы.

Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий - молодого, толстый - вдовца.

Делают с вечера из воску стадо лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебедкою, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Пред тем временем как ложиться спать, смотрят, как плавает лебедь с лебедкою? Если плавают вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда.

Самые отчаянные из засидевшихся девушек выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук воды.

Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Пред сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек.

Нянюшки с вечера обсевают золой башмаки и прячут под кровати, будто скрытно от девушек, между тем как каждая наперед договаривается об этом. Девушки встают и смотрят: на чьих башмаках будет больше золы, тем предрекается большое богатство.

Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Пред сном смотрят: какие волосы на гребне, такие будут и у суженого.

Гадания на сон совершаются девушками по указанию старушек и для большей действительности людьми посторонними. Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня чрез мост». Суженый является во сне и переводит за руку чрез мост.

Кладут под подушку гребенку, говоря: «Суженый, ряженый! Причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову.

 Нашёл интересное - поделись с друзьями! 

 

 

Заговоры

Сглаз и порча

Приметы

Гадания

Магия

Рейтинг@Mail.ru